Если просто, то - двигатель автомобиля нагревается и охлаждается через систему
охлаждения.
Но, главная задача системы охлаждения двигателя – это поддерживать
температурный диапазон двигателя. У большинства двигателей рабочая температура 90°.
Двигатель, после запуска автомобиля, должен как можно быстрее достигнуть своей
рабочей температуры. Система охлаждения разделена на такие части – малый круг
обращения и большой круг обращения и радиатор. Около цилиндра двигателя проходит
через каналы – это есть малый круг обращения. На этом этапе жидкость быстро
прогревается. По ним циркулирует охлаждающая жидкость.
Когда жидкость нагревается до верхнего диапазона температуры, открывается термостат
и жидкость уходит на большой круг. Этим поддерживается температура верхнего
диапазона двигателя.
Детально:
Устройство малого круга.
- Сохранить рабочую температуру двигателя – вот задача малого круга обращения системы
охлаждения.
- Циркуляция жидкости происходит при помощи помпы (насос).
- Помпа, через ремень, приводится в движение двигателем. Есть помпы, движение
которых задается электромотором. Помпа имеет лопасти и устанавливается в двигателе
на специальном месте. Лопасти крутятся и жидкость начинает циркулировать. Самая
распространенная проблема в помпе – это течь. Течь проверяется через специальное
дренажное отверстие, через которое вытекает антифриз. Вторая проблема – это износ
подшипника. При запуске машины этот дефект можно определить по неприятному писку.
Если помпа не с металлической, а пластиковой крыльчаткой, то при использовании
некачественного антифриза крыльчатка помпы разрушается.
- Клапан, который выпускает жидкость из малого круга обращения в большой, называется
термостат. Работает он так – когда нагревается, открывается в нем клапан и антифриз
выходит в большой круг.
Устройство большого круга.
Отвести лишнее тепло от двигателя – это задача большого круга системы охлаждения.
Радиатор является частью большого круга системы охлаждения. Вся система охлаждения
работает под повышенным давлением – 0,9-0,2 бар. Посмотрите на крышку радиатора, на
ней указано, какое давление она держит. Благодаря этой крышке сохраняется нужное
давление в системе охлаждения автомобиля. В крышке есть клапан. Когда давление
превышает нужное значение, указанное на крышке, лишняя жидкость начинает
стравливаться через этот клапан в расширительный бачок.
Когда жидкость охладится, она
будет всасываться в радиатор через длинный шланг в расширительном бачке, исключая
попадания воздуха. Бывает совмещенный бачок с крышкой. Жидкость подходит снизу,
выдавливается в бачок, а давление держится за счет воздуха. Крышка имеет клапан. На
крышке указано нужное давление. Как только давление в бачке превышает норму, воздух
стравливается. Если воздуха в бачке не остается, то лишняя жидкость стравливается через
дренажное отверстие. Когда жидкость охлаждается, уровень ее понижается до нормы и
новый воздух попадает в бачок. Этим сохраняется постоянство системы охлаждения
двигателя.
Радиатор:
Работает радиатор так – внутри него циркулирует жидкость, радиатор обдувается воздухом и
тем самым охлаждает жидкость. Радиатор обычно устанавливают впереди автомобиля и при
движении встречный поток воздуха его хорошо обдувает. Чем больше скорость, тем лучше
обдув и соответственно охлаждение жидкости в радиаторе. Бывает так, что встречного потока
не хватает, приходит на помощь вентилятор. Вентилятор устанавливается за радиатором, и
работает он на всасывание воздуха. Это сделано для того, чтобы не препятствовать встречному
потоку.
Какие бывают проблемы системы охлаждения и как с этим бороться?
1. На каждом ТО надо проверять двигатель и систему охлаждения на наличие течей. Если
течь вовремя не устранить, то это может привести к перегреву двигателя и выводу его
из строя. Когда возникла неожиданная течь всегда менять крышку радиатора, т.к.
поломкой крышки является избыточное давление.
2. Перегрев двигателя. Как правило, он случается неожиданно. Совет – не надо паники,
надо действовать так:
- включить печку на полную мощность, это нужно для того, чтобы охладить малый круг
- включаем высшую передачу и накатом делаем остановку
- после остановки глушим двигатель и
- ждем полного остывания системы охлаждения
И очень важно -
– НИКОГДА НЕ ПРОИЗВОДИТЬ НИКАКИХ ДЕЙСТВИЙ, ПОКА СИСТЕМА НЕ
ОСТЫЛА!
Почему перегревается двигатель? Причины:
1. вытекла вся жидкость, Нужно проверить наличие жидкости в системе
2. отказ вентилятора, проверяем исправность вискомуфты.
3. забитый радиатор. Забитость радиатора чаще встречается на автомобилях с
кондиционером. Дело в том, что радиатор кондиционера вплотную ставится к
радиатору охлаждения и он имеет соты с большим шагом, поэтому весь мусор
пролетает мимо радиатора кондиционера и тем забивается радиатор охлаждения,
образуя подушку, которая не дает эффективно охлаждать жидкость.
4. может выйти из строя термостат. Неисправный термостат не выпускает жидкость на
большой круг и охлаждения не получается.
5. развалилась крыльчатка на помпе и жидкость перестала циркулировать.
6. плохо работает печка, не работает на полную мощность.
Причины:
- проверить наличие антифриза в системе
- нерабочий термостат, клинит в открытом положении, в этом случае жидкость
циркулирует только по большому кругу. Зимой если ехать по трассе можно заметить, что
двигатель охлаждается. Это связано с клином термостата в открытом положении. В этом
случае меняется термостат.
Чтобы избежать неполадок в системе охлаждения надо регулярно и качественно ее
обслуживать.
- Выбирайте для своего автомобиля качественный антифриз.
- Радиатор рекомендуется промывать раз в два года, желательно после сезона тополиного
пуха.
- Осматривайте регулярно крышку радиатора и своевременно ее меняйте на здоровую.
Срок жизни крышки радиатора составляет 5 лет.
- Вовремя менять помпу. 1 раз на 100 тыс. км.
- Меняете ремень ГРМ и одновременно меняйте помпу.
- Термостат работает около 5 лет.