Ремонт головки блока цилиндров - это восстановление всех заводских характеристик. После разборки двигателя, первое, что необходимо сделать, это хорошо отмыть все детали. После мойки необходимо провести обязательную процедуру по на наличие трещины в головке блоков цилиндра. Такая процедура называется опрессовкой и проводится она на специальном станке. В станок устанавливается головка и в ней с помощью резиновых уплотнителей закрываются все водяные отверстия кроме одного. В оставшееся отверстие, используя специальную пластину со штуцером, подается воздух давлением в 4 атмосферы. После, головка погружается в воду t-70°, и если увидим пузырьки, то значит головка не герметична и имеет трещину. Такую головку можно смело выбросить.
Исследуем остальные детали двигателя на деффектовку. Для этого потребуется высокоточное
оборудование. Это
- специальный стол с набором призм, в который детали будут устанавливаться;
- индикатор часового типа, для проверки биения;
- набор микрометров, для проверки наружных диаметров;
- нутромер, для проверки внутренних диаметров;
- специальный набор концевых мер, который нужен для проверки самого высокоточного
оборудования, т.к. в процессе эксплуатации оно может выдавать некоторые погрешности. Проверка
происходит с замера биения распредвала. Для этого, распредвал ставится на призмы, закрепляется
индикатор часового типа и начинаем вращать распредвал. Стрелка индикатора будет бегать. Если
значения от минимального до максимального будут больше чем три деления, то такой распредвал
утилизируется.
Дальше создает таблицу диаметров шеек. Для этого воспользуемся микрометром. Каждую шейку
замеряем и записываем значения в тетрадь. После того, как мы создали таблицу размеров шеек
распредвала, нам необходимо создать аналогичную таблицу постели распредвала. Теперь про крышки.
Крышка является составляющей частью блока цилиндров. Она имеет свой порядковый номер и
направление. Поэтому их нельзя ставить с одной головки на другую, а также нельзя менять порядок
установки. Для того, чтобы замерить диаметр постели, необходимо знать примерный размер.
Предварительно замеряем - он около 34 мм. Дальше, берем концевые меры и набираем 34 мм. С
помощью микрометра устанавливаем на выбранный размер, после берем нутромер и выставляем на
нём «ноль». Дальше, прикручиваем одну из крышек с нужным табличным моментом и измеряет
отклонения нутромера. Диаметр получается 34 мм «+» «- » отклонения нутромера. Аналогичную
операцию проводим для всех шеек и постели, а затем просто вычитаем одно значение из другого и
получаем зазор распредвала и головки. Сравниваем с табличным значением и принимаем решение о
том, требуется ли ремонт, или устанавливать так как есть. Кроме сухих цифр нужно сделать
визуальный осмотр.
Постели должны быть ровными, без задиров и полосочек. Если вы увидели задиры – распредвал
можно выбросить.
Теперь делаем диагностику клапанов. У клапана есть две зоны - нерабочая рабочая. Нужно замерить
разницу. Для этого берем микрометр и измеряет в нерабочей зоне. Записали значение. Измеряем в
рабочей зоне, поворачиваем на 90°, измеряем ещё раз, выбираем минимальное значение. Если разница
между рабочей зоной и нерабочей зоной составляет больше 0,02 мм, то клапан необходимо заменить.
После того, как произвели деффектовку клапанов, необходимо произвести деффектовку их
направляющих. Клапан вставляется в направляющую. Зазор между клапаном и направляющей не
должен превышать более 0,06. Если зазор будет больше, то болтающийся клапан будет разбивать
посадочное седло.
Измеряем диаметр направляющих. Для этого используется набор специальных пилотов.
Методом подбора находим тот пилот, который вставляется в направляющую. Таким образом
определяем разность зазора.
Следующий этап диагностирования – проверка ровности плоскости головки. Для этого пользуемся
лекальной линейкой. Хотя, плоскость нужно обрабатывать в любом случае.
Обработка делается на специальном станке. Головку на станке надо выставить очень ровно, пользуясь
индикатором. Выставляем индикатор в одном углу головки в «ноль», а потом будем проверять в
четырех точках его соответствие нулю. Если будут отклонения от нуля, то головку нужно будет
выставить так, чтобы отклонение исчезло. После этого можно будет включить станок и начать
обработку. На этом Диагностика закончена.